В блок новости

САМАЯ КРАСИВАЯ

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою  судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

— Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.

— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

— Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.

— Это моё решение, и я это сделаю.

ЦЕЛИ

 

-Учитель, — однажды спросил ученик, — почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость?

Статья Грабовской Елены в журнале "Счастливая и красивая" «СТОП ТРЕВОГАМ»

Вопрос-ответ:  «Недавно в моей жизни произошли перемены – начальство предложило повышение, подразумевающее переезд в столицу и работу в новом офисе. Естественно, я согласилась. Новая работа, новые люди, новое место жительства… Вроде бы все неплохо, но я постоянно нахожусь в состоянии тревоги. Ночью просыпаюсь несколько раз, в ужасе думая, что проспала. Пару раз даже вставала часа в 2 и шла в душ, и только потом до меня доходило, что еще ночь. Звонок будильника (если все же удается поспать до него) заставляет резко подскакивать – один раз даже свалилась с кровати. Постоянно кажется, что забыла что-то: выключить утюг, взять телефон, рабочую флешку…Пью валерианку, но эффекта, честно говоря, нет. Что делать?

Статья Грабовской Елены в журнале «Счастливая и красивая» №4 «Страсть к совершенству»

 

Статья Грабовской Елены в журнале «Счастливая и красивая» №4

«Страсть к совершенству»

«Сегодня принято быть успешным. Не добился успеха? У-у-у, неудачник! Поэтому человек постоянно участвует в каких-то крысиных бегах, гоняясь за придуманным/навязанным идеалом.

О том, стоит ли к этому идеалу стремиться и к чему может привести чрезмерная страсть к совершенству, нам рассказывает психолог Елена ГРАБОВСКАЯ (г. Минск):

ИНТЕРВЬЮ с ЕЛЕНОЙ ГРАБОВСКОЙ в издании "ГАЗЕТА + ТВ" г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

ИНТЕРВЬЮ с ЕЛЕНОЙ ГРАБОВСКОЙ  в издании "ГАЗЕТА + ТВ" г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В издании «Газета + ТВ» опубликовано интервью с Еленой Грабовской, автором тренингов ITA, посвященных EQ и метафорическим ассоциативным картам.

 Интернет-версия интервью взята с  сайта ITA: ita-academy.com.

« Как с помощью EQ и метафорических ассоциативных карт стать успешным?

Все большую популярность приобретает термин EQ и практика использования метафорических ассоциативных карт. Елена Грабовская, автор тренингов, посвященных EQ и метафорическим ассоциативным картам, ответила на некоторые вопросы, связанные с программами.

 

ПОЧЕМУ ЛЮДИ, КОГДА ССОРЯТСЯ, ОНИ КРИЧАТ?

 

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

 – Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

 – Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.

 – Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать?

 

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:

Личный коучинг

«Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане,

 но тот, у которого нет мечты».

Сократ

Личностный коучинг или “лайф-коучинг” – индивидуальная работа, содействие в постановке цели, определении шагов для достижения результата, полного раскрытия потенциала и самореализации личности, повышения качества жизни

Цель – помочь осознать человеку себя как личность, дать возможность выявить в себе ресурсы к саморазвитию и личностному росту, осуществить свою мечту.

В личном коучинге очень важны осознанность и ответственность. Осознание своих возможностей, ресурсов, потенциала, внутренних барьеров и ограничений, мешающих достижению цели. Мы контролируем то, что осознаем, что не осознаем – контролирует нас.

Ответственность за свою жизнь, за свои успехи и неудачи, ответственность в первую очередь, перед собой. Ответственное отношение помогает по-новому взглянуть на себя, повысить самоуважение и уважение окружающих.

Осознание привносит ясность восприятия реальности, возможность ставить правильные экологичные цели. Коуч, поддерживая клиента, используя технологии коучинга, помогает раскрыть потенциал, грамотно определить конкретную цель и путь движения к ней, помочь преодолеть препятствия, повысить уверенность в собственных силах.

 

Личностный коучинг помогает:

 

  1. Определять цели и эффективные шаги их достижения.
  2. Получать удовлетворение от своей деятельности в бизнесе и жизни.
  3. Находить новые пути эффективного взаимовыгодного сотрудничества.
  4. Быстро принимать эффективные решения в трудных ситуациях.
  5. Индивидуальные цели согласовывать с целями организации.
  6. Делать свою жизнь более яркой и разнообразной.
  7. Открывать новые ресурсы и возможности.
  8. Поддерживать баланс во всех жизненных сферах

 

В результате, технология лайф-коучинга направлена не на то, чтобы научить человека какому-то одному конкретному навыку, а развить в нем желание и умение учиться в процессе всей своей жизни, самому находя креативные решения и ответы на сложные ситуации, самостоятельно обращаясь к своим внутренним ресурсам  для достижения успеха и баланса жизненных сфер, используя самокоучинг.

 

ПРИМЕРЫ САМОКОУЧИНГА

 

"Метод очищения прошлых целей"

Выдели себе несколько часов и устройся поудобнее. Выбери какую-нибудь прошлую крупную цель или задачу, которой ты не смог добиться, и сформулируй ее для себя. Теперь в виде цикла  (1-2-3  1-2-3  1-2-3...) отвечай на три нижеприведенных вопроса и продолжай это делать до тех пор, пока будут появляться новые ответы. Можно давать и по несколько ответов подряд на каждый вопрос.

 

1. Что ты достиг или успел сделать, пока работал над этой целью?

 2. С какими препятствиями ты столкнулся, пытаясь добиться своей цели?

 3. Как эти препятствия повлияли на тебя?

 

Теперь мы перейдем к исследованию твоей цели. Последовательно задавай себе следующие вопросы и давай на них полные, развернутые ответы, со всеми необходимыми пояснениями. Особое внимание удели 11 вопросу и по окончании выпиши для себя решение, которые ты принял и основные выводы.

 

1. Есть ли ситуации или люди, которые как-либо обесценивали эту цель? (Если это так, опиши их.)

 2. Бывало ли такое, что ты сам принижал или обесценивал эту свою цель или свою способность ее добиться? (Если да, опиши это.)

 3. Была ли эта цель полезна для тебя? (Если да, опиши каким именно образом, она была для тебя полезна?)

 4. Была ли эта цель полезна для других? (Если да, опиши каким именно образом, она была полезна для других?)

 5. Соответствовала ли эта цель твоим способностям? (Каким именно, насколько?)

 6. Нравилось ли тебе работать над достижением этой цели? (Если нет, опиши почему.)

 7. Доставило ли бы тебе удовольствие выполнение действий необходимых для достижения этой цели сейчас? (Поясни ответ.)

 8. Ты действительно хотел достичь этой цели или, по-твоему, ее просто нужно было достичь? (Поясни ответ.)

 9. К каким итоговым результатам привела тебя работа над достижением этой цели? (Опиши их.)

 10. Есть ли у тебя еще какие-либо другие соображения, идеи или решения, по поводу этой цели? (Опиши их.)

 11. Хочешь ли ты оставить эту цель или же ты хочешь продолжить стремиться к ней? (Не важно, ответ положительный или отрицательный, важно чтобы он был. Если ты не получил определенного ответа, повтори  заново шаги 1-11, чтобы посмотреть, не осталось ли  какой-либо дополнительной информации.)

 12. Есть ли что-нибудь еще, что ты хотел бы сказать об этой цели? (Опиши.)

 

Закончив разбираться с одной целью, переходи к другой. Желательно перед началом составить список целей, с которыми ты хочешь поработать. В среднем на проработку всех целей уходит часов 8-10, однако это сильно зависит от тебя самого.

Успехов!

 

Техника "ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ"

 

1. Сначала определяем проблемное состояние.

Моя проблема состоит в том, что я ____

2. Отрицание проблемного состояния.

 Что вы хотите прекратить или чего вы хотите избежать?

Я хочу перестать _____.

3. Определение противоположности проблемного состояния.

 Какова противоположность вашего проблемного состояния?

Вместо этого я хочу ____.

4. Определение желаемого состояния.

 Кто, по вашему мнению, мог бы достичь желаемого состояния, подобного тому, к которому вы стремитесь?

Я хочу действовать или быть таким, как ___.

5. Выделение ключевых характеристик.

 Каковы некоторые важные характеристики, которые вы хотели бы проявлять в желаемом состоянии?

Я хочу проявлять следующие характеристики: ____.

6. Постановка «генеративной» цели.

 Какие имеющиеся у вас качества, связанные с вашим желаемым состоянием вам нужно или вы хотели бы развить?

Я хочу быть более _____.

7. Действие по принципу «как если бы».

 Если бы вы уже достигли желаемого состояния, что бы вы делали?

Если бы я уже достиг желаемого состояния, я бы ____.

 

 

Техника  "МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО" 

 

Возьмите какой-то подходящий для Вас отрезок времени и представьте себя – мужчину или женщину … лет, специалиста в области …. Попробуйте сформулировать для себя ответы на следующие вопросы (и желательно запишите эти ответы).

Окружение. В какой обстановке Вы себя представляете? Как выглядит ваше рабочее место? Какие люди Вас окружают? Как Вы одеты? Что у Вас в руках? Вы приехали на работу на машине? В каком городе это все происходит?

Поведение. Чем Вы занимаетесь? Какой круг вопросов вы решаете? Каким представляется Ваш рабочий день? С кем Вы контактируете? Что вы обсуждаете с людьми? Есть ли у вас подчиненные?

Способности. Выделите три основные способности, благодаря которым вы достигли такого положения?

Убеждения, ценности. Почему именно эти способности Вы используете? Какие убеждения стоят за Вашими профессиональными достижениями? «Это важно для меня, потому что …» Какие ценности становятся для Вас наиболее важными, когда Вы достигаете профессиональной реализации?

Идентичность. Создайте какой-то метафоричный образ себя. Кто Вы, хранящий эти ценности и убеждения, реализующий свои способности?

Миссия. Почувствуйте себя частью чего-то большего. Какова Ваша миссия в этом мире? Чему Вы служите? По большому счету, в чем смысл вашей деятельности?

 Мы забираемся так высоко, чтобы понять, какой свет освещает Ваш путь.

 Теперь начнем спускаться с этой высоты, постоянно удерживая внутри знание о своем призвании и образ идентичности (кем вы себя представляете). Вы отвечаете на вопросы и записываете ответы.

Убеждения, ценности. Что для вас в этом воплощении представляет наибольшую ценность? Во что вы верите? Какие убеждения стоят за этим воплощением?

Способности. Еще на шаг вниз. Какие свои способности вы реализуете, оставаясь в образе, который представляли как свою идентичность? Какие возможности вы можете использовать, чтобы реализовать свое призвание?

Поведение и окружение. Еще на шаг вниз. Чем бы вам хотелось заниматься, в каких видах деятельности можно было бы реализовать это внутреннее видение себя? С кем бы вы контактировали, что за люди были бы вокруг. Какие эмоции вы бы испытывали? Кем бы вы могли быть? Где работать? Постарайтесь открыть для себя несколько вариантов (минимум три), просто их запишите, не включая «Критика».

Планирование. Теперь можно оценить, что из всего получившегося более реально, какие варианты можно рассматривать и какие шаги важно будет предпринять в ближайшее время. Спросите себя: «Что я реально предприму в ближайшие семь дней, чтобы сделать несколько шагов по пути к желаемому профессиональному будущему». Это может стать началом вашего личного профессионального плана.

УСПЕХОВ ВАМ ВО ВСЕХ НАЧИНАНИЯХ И ПРОДОЛЖЕНИЯХ!

 

 

Метафорические карты - колоды

Эти красивые колоды карт стимулируют творческий потенциал и коммуникацию! Красочный трамплин предоставляет крылья воображению, они – что-то среднее между  игрой и книгой. Они являются и инструментом, и игрой, в то же самое время и для взрослых, и детей всех возрастов - подходят для широкого спектра использования, от работы в сфере социальных проблем и терапии к семейной игре, от тимбилдинга в промышленности до письменных семинаров и театра. Каждый побеждает! Каждая индивидуальная колода может использоваться самостоятельно или в соединении с любым, или со всеми другими, как материал для творчества. Неограниченные вариации возможны. Понятные инструкции для игры и работы включены в каждый набор.
 

Метафорические карты - история

 

«Я не перестаю удивляться тому, насколько много умных и тонко чувствующих людей используют карты, тому, как много изобретено способов применения карт.

И главное, все эти способы имеют одну общую черту – они помогают аутентичному осознаванию и выражению себя».

Моритц Егетмейер (Moritz Egetmeyer), издатель карт

 

История возникновения карт «ОН»

Метафорические ассоциативные карты – это целая семья карт, которые формируют своё собственное «метафорическое направление», могут быть использованы в работе многих специалистов помогающих профессий, открывая новые возможности для творчества, стимулируют воображение и расширяют самосознание.

 В профессиональных кругах карты известны под разными названиями: «О-карты», «проективные карты», «терапевтические карты» и др. Благодаря психотерапевту и издателю Моритцу Егетмейеру и его издательству «ОН-Verlag» карты распространились по всему миру и завоевывают все новых и новых поклонников.

Карты «ОН»  возникли в результате желания создать мостик между искусством и жизнью. Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Над ними работали, как над альтернативным искусством, впоследствии они позиционировались как «психологическая игра», помогающая людям понять друг друга и самих себя.

Колода карт получила название «OH» (междометие в английском языке обозначающее удивление). Если мы вытаскиваем карту из колоды, то часто нашей первой реакцией является удивление, и мы говорим «ОХ». Именно это восклицание и стало названием этих карт.

Впоследствии Эли Раман встретился с немецким издателем Морицем Эгетмайером (Moritz Egetmaeyer), ставшим инициатором их активного внедрения. Первое издание колоды ОН в издательстве Эгетмайера датируется 1981 годом в Канаде, затем они были доработаны и в 1986 году они были переизданы в Германии и Голландии.

С тех пор они переведены на 17 языков и разошлись по всему миру. На сегодняшний день создано более 18 колод в жанре психологического игрового пособия МАК, объединенных единым названием «ассоциативные карты», все они являются продолжением и развитием идей, заложенных в картах «ОН».

Последующие SAGA, MITHOS и PERSONA также были созданы Эли Раманом, набор PERSONITA – в сотрудничестве с художницей Марией Лукьяновой из Петербурга.

Набор COPE, ориентированный на работу с травматическими переживаниями, был создан в сотрудничестве с художницей Марией Лукьяновой и психолога Офры Аялон (Ofra Ayalon Израиль).

Набор «1001» («Тысяча и одна ночь») по мотивам сказок Шехерезады был создан канадским художником Аndree Pouliot в 2003 году.

Набор «Lydia Jacob Story» является воспроизведением коллажей французского художника Raymond E. Waydelich.

Некоторые из наборов представляют собой воспроизведение элементов известных картин. Такова колода BOSCH, содержащая 65 фрагментов известного триптиха Иеронима Босха «Сад наслаждений», предназначена для работы со страхами. Колода TAHITI воспроизводит фрагменты картин Поля Гогена, написанных в период его творчества на Таити.

Сегодня карты «ОН» переведены на многие языки, в том числе и на русский, а кроме них существует еще 18 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт.

В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Карты были приняты с воодушевлением, как специалистами помогающих профессий (психологами, социальными педагогами, психотерапевтами и социальными работниками, бизнес- тренерами, коучами, преподаватели и так далее), так и широким кругом интересующихся самопознанием и саморазвитием.

Карты, используемые как игра и/или терапия, помогают прикоснуться к самым глубинным чувствам и открывать и исследовать творческие пути разрешения сложных жизненных ситуаций. Они могут быть использованы в синтезе с различными психотерапевтическими методами и приемами для их усиления, а также в групповых упражнениях и играх.

Карты «ОН» предназначены для развития нашего воображения, осознанности и навыков интерпретации, и также умения слушать друг друга.

Карты стимулируют нашу интуицию и эмоции (правое полушарие головного мозга) с помощью изображения и возбуждают нашу рациональную и анализирующую часть (левое полушарие головного мозга) картой-словом, помогая нам найти искомое решение.

Каждая карта - это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации  не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творческому,  креативному  началу.

Данный жанр – это новый формат искусства, который является промежуточным между игрой и книгой. Эти карты как коробка с красками, которая даёт возможность своему обладателю стать художником.

 

 

Контактная информация:

Published by: OH Verlag, Moritz Egetmeyer
Pf 1251, 79196 Kirchzarten, Germany
OH-Publishing@t-online.de
and: Eos Interactive Cards, Canada
info@OH-Cards.com      www.OH-Cards.com

 

Семейно-системный коучинг

Семейно-системный коучинг – это коучинг для:

 

  • молодых пар, которые только начинают отношения,
  • пар, у которых уже есть “яблоко раздора”,
  • семей, у которых возникли определенные затруднения на определенной стации жизненного цикла семьи.

Во всех этих ситуациях люди хотят:

  • научиться договариваться друг с другом,
  • научиться поддерживать долгосрочную и устойчивую систему отношений, которая бы позволила им развиваться и расти в присутствии друг друга.

Они на самом деле проверяют:

  • Можно ли спасти эти отношения?
  • Хотим ли мы и дальше оставаться друг с другом?
  • Какова наша долгосрочная перспектива?
  • Стоит ли нам быть вместе?
  • Что же нам делать? и пр.

В семейно-системном коучинге нет слово «проблема», есть слово «задача».

 

Коуч обучен смотреть на себя и клиента, а также на его ситуацию и проблемы особым образом.

 Т.е., коуч-профессионал способен работать на нескольких уровнях восприятия и обладать системным взглядом. Гунхард Вебер, доктор медицины, директор Вислохского института системных решений, предложил метафору, позволяющую понять, что является профессиональным системным взглядом на ситуацию:

 

«…Давайте поговорим о такой нелюбимой многими женщинами теме, как футбол и представим, что некий человек, ничего не знающий о футболе, желая скоротать время, включил телевизор и смотрит трансляцию футбольного матча. И как назло, происходит сбой в трансляции, и лишь одна видеокамера, снимающая судью, продолжает работать.

 

Зритель видит, что по зеленому полю бегает какой-то человек, в черных футболке и трусах, идет мокрый снег, его одежда намокла, ему холодно, но он не торопится покидать поле, а подпрыгивает, машет руками, свистит в свисток и что-то кричит. Зритель смотрит на странного человека в течение пяти минут и решает, что перед ним - душевнобольной. И это не системный взгляд.

 

 Но представим, что оператор, снимающий судью, получил указание снимать все, что происходит на поле. И наш зритель, не зная игры и правил, потихоньку в них разберется. Например, он увидит, что на поле много людей в футболках и в трусах. И что человек со свистком свистит и кричит, если один из бегающих по полю сбивает другого с ног.

 

 И что смысл игры в том, чтобы забить как можно больше мячей в противоположные ворота. И если оператор будет снимать еще и болельщиков, то зритель увидит, что их большая часть поддерживает команду в белой форме. Один гол - трибуны ликуют, второй - ликуют.

 

Игра закончилась, и болельщики расходятся огорченные. Непонятно почему, если не знать, что в предыдущей игре команда в белой форме проиграла со счетом: 3:0. Такой взгляд является системным.

 

Системно мыслящий коуч понимает, что позитивные изменения в жизни клиента есть задача клиента. Кроме того, коуч уверен, что жизнь человека и сам человек могут меняться лишь благодаря действиям».

 

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи.

 

Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья.

 

Постулаты этой теории систем:

 

  • Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система - нечто большее.

 

  • Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

 

 

С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы - те, которые функционируют автономно.

 

Открытые - которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить - она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет - системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться

.

Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи.

 

Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:

 

  1. Закон гомеостаза
  2. Закон развития

 

Оба эти закона существуют и действуют одновременно

 

  1. Закон гомеостаза - любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

 

  1. Закон развития - любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

 

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития семьи:

 

1 - стадия монады - добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью.

2 - стадия - стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.Дистанция между двумя в диаде очень близкая.

3-я стадия - триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов - дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4-я стадия - квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации - младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Отношения в семье - отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себя, становится взрослым, с другой стороны - семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу.

Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

7-я стадия - пожилой диады - все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)

8-я стадия - пожилой монады - после потери одного из супругов.

 

                Важный системный принцип гласит: за любым поведением, даже за тем, которое нам кажется очень странным, стоит любовь в широком смысле этого слова.