Бизнес-коучинг
В настоящее время существует несколько определений коучинга, также как и его моделей.
Коучинг - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека, развития его способностей и талантов в разных сферах жизни. В английском варианте слово Coaching можно также сопоставить со словом сo - achieving - содостижение, содействие.
Коуч - это человек, который, задавая правильные вопросы, помогает клиенту самому определить свои цели, желаемый результат и найти лучшие способы их достижения.
По определению Тимоти Голви (w. Timothy Gallwey), коучинг означает раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, чем обучает.
Согласно Джону Уитмору (John Whitmore) - основателю бизнес-направления в коучинге, коучинг — понятие очень широкое, состоящее из целого спектра значений. Один край этого спектра упирается в коучинг как общую культуру управления компанией, а другой — в коучинг, как метод разрешения личностных кризисов успешных людей. В середине этого спектра есть масса решений и возможностей использования технологии коучинга.
Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников. Целью является как улучшение показателей бизнеса, так и карьерная самореализация человека.
Бизнес-коучинг позволяет эффективно решать следующие задачи:
- Создание сплоченных рабочих команд.
- Вывод на рынок новых продуктов и услуг.
- Нематериальная мотивация персонала.
- Управление изменениями.
- Выход на новые рынки.
- Управление проектами (от отдела до организации).
- Увеличение эффективности продаж.
- Создание проектных команд.
- Формирование конкурентных преимуществ.
- Позиционирование товара или компании.
- Обучение персонала.
- Делегирование
- Ассессмент, аттестация
- Личностное развитие
- и т. д.
Его основным инструментом служат: активное слушание, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), обратная связь, элементы тренинга, элементы и техники НЛП, вопросные технологии. «Но не нужно злоупотреблять вопросами по отношению к своим сотрудникам. Нельзя совсем отказываться от инструкций, в некоторых ситуациях они необходимы. «Если ваш ребенок несется к дороге с проезжающими машинами, вы не будете мучить его вопросами: „Как ты думаешь, что случится, если ты выбежишь на дорогу?“. Уверен, вы просто крикнете ему „СТОП!“. Так и в коучинге — иногда нужна простая инструкция, а иногда можно и вопрос задать, чтобы продвинуть человека дальше. Коучинг — это не простое задавание вопросов, это настоящее понимание людей». Джон Уитмор.
В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW и другие модели коучинга, техники постановки целей и пр.).
Что происходит в процессе коучингового взаимодействия:
- Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов).
- Исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и ограничений). Коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая. Струдник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.
- Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату. Коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий. Сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.
- Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий. Коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений; Сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.
- Выбор конкретного варианта действий и составление плана. Коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей. Сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.
Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).
Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.
При коучинговом стиле управления руководитель направляет подчиненного, дает ему возможность подумать самому и предложить свои варианты решения задачи, а потом выбрать самое подходящее решение.
Коучи задают вопросы, требующие самоанализа. Обучение проходит гораздо эффективнее, если оно добровольное, а не из-под палки. Задавая проницательные и актуальные вопросы, коучи помогают менеджерам увидеть последствия своих действий и улучшить их. Вот основные вопросы:
«к чему вы стремитесь?» - чтобы помочь клиенту сконцентрироваться на своих целях и задачах;
«каковы возможные варианты действий?» - чтобы проанализировать альтернативы и найти наиболее реалистичное решение;
«с чего начать?» - чтобы воплотить идеи в жизнь;
«как узнать?» - чтобы определить измеримые результаты;
«какое решение вы можете принять сейчас, чтобы добиться прогресса?» - чтобы сосредоточить внимание.
Эти и другие вопросы помогают коучам направить клиента на правильный путь размышления, чтобы он смог самостоятельно добиться требуемых результатов.
Джон Уитмор подчеркивает особую важность эмоционального интеллекта для бизнеса. Согласно исследованию, проведенному Даниэлом Голманом (Daniel Golman), эмоциональная компетентность в два раза важнее интеллекта.
«Эмоциональный интеллект — это коммуникация, отношения, способ существования. Коучинг — это поведение, практика вашего эмоционального интеллекта. И коучинг, и EQ — два бесценных жизненных навыка, которые можно и нужно развивать».