Что такое EQ?

«Только сердцем постигается истинное положение вещей, ибо самое важное скрыто от глаз».

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

 

Термин emotional intelligenceэмоциональный интеллект — в настоящее время пользуется всё возрастающей популярностью. До сих пор в науке существует несколько определений этого понятия. Также существует и несколько моделей эмоционального интеллекта.

Впервые обозначение EQ — emotional quotinent -  коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — в 1985 году ввёл  клинический физиолог Рувен Бар-Он.

Далее понятие «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Мэйером, которые и разработали первую модель эмоционального интеллекта.

Под эмоциональным интеллектом Питер Сэловей  и Джон Мэйер понимали «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий».

Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ» определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды».

Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими».

В концепции Д. В. Люсина эмоциональный интеллект рассматривается как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими . Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; идентифицировать эмоцию, т. е. определить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего  приглушать довольно сильные эмоции; способен контролировать внешнее выражение эмоций и при необходимости может вызвать ту или иную эмоцию.

Основные этапы становления Эмоционального Интеллекта:

1937 — Роберт Торндайк (Robert Thorndike) написал о социальном интеллекте.

1940 — Дэвид Векслер (David Wechsler) написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы).

1983 — Горвард Гарднер (Horvard Gardner) написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты).

1985 - Рувен Бар-Он клинический физиолог впервые ввел обозначение EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта.

1990 — Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey) придумали термин ЭИ, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.

1995 — Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал книгу «Emotional Intelligence».

Понятие эмоционального интеллекта приобрело широкую популярность благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект»), изданная в 1995 году, принесла популярность взгляду на эмоции как область интеллекта.

Дэниэль Гоулман в книге «Emotional Intelligence» представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Опираясь на данные исследования, эксперты пришли к выводу, что для эффективности управленческой работы руководителя EQ имеет значительно большее значение, чем коэффициент интеллекта IQ.

 Сэр Джон Уитмор (John Whitmore) на своем выступлении перед российской аудиторией 22 октября 2007 года в рамках мастер-класса «Принципы «Внутренней игры» приводит данные о том, что успешность любой деятельности лишь на 33% определяется знаниями, интеллектуальными способностями и навыками производственного характера, — IQ, и на 67% эмоциональной компетентностью — EQ. Причем для руководителей (лидеров) эти цифры различаются еще сильнее — 15 и 85% соответственно.

 В настоящее время стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру).

Человек с высоким IQ , но низким EQ будет умным, но этого  недостаточно для эффективного выполнения функций успешного руководителя. Наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства.

Эмоциональная компетентность является одной из важных компетенций руководителя, которая обеспечивает ему внутреннее равновесие, адаптивность, уверенность в себе, а также успешность его взаимодействия с окружающими. Руководители с высоким  EQ лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

 

Эмоциональная компетентность подразумевает:

 

  • умение осознавать свои сильные и слабые стороны, свои чувства и поведение, причины их появления и последствия, к которым они приводят;
  • умение управлять собой (своими установками, поведением, принимать решения);
  • справляться со стрессовыми и конфликтными ситуациями, управлять своими эмоциями так, чтобы они работали на себя, а не против себя;
  • умение быть гибким, чтобы соответствовать изменениям к новым вызовам, а также способность менять свой способ мышления, если того требует реальность;
  • быть оптимистом;
  • умение понимать других людей, их эмоции, чувства, почему они ведут себя, так или иначе;
  • умение мотивировать себя (определять цели и четкий вектор движения, достигать результатов, видеть возможности и перспективы, позитивный настрой, делать свою жизнь и работу интересной);
  • управлять и конструктивно разрешать межличностные конфликты таким образом, что ни у кого не остается чувства обиды;
  • умение вдохновлять и  воодушевлять людей;
  • способность создавать крепкие связи, а так же долгосрочные взаимоотношения в любой сфере деятельности и т.д.

 

Можно ли подсчитать убытки от неподписанных контрактов, нереализованных проектов, ухода из фирмы менеджеров и потерянных для фирмы клиентов из-за неразвитой эмоциональной компетентности? Если вы в бизнесе, то наверняка знаете, что цена вопроса высока. Непонятый, обиженный клиент многим расскажет о разочаровании, менеджер, не умеющий понимать и оценивать свои и чужие чувства, будет терять сотрудников и партнеров – все это в конечном итоге дорого обойдется фирме... Почему происходят эти потери? Как можно научиться осознавать эмоции и управлять ими, чтобы они помогали нам, работали во благо?

Развивайте EQ и повышайте свои эмоциональные компетенции. Используйте свои эмоции для успеха во всех жизненных сферах!

.